Официальный сайт писателя Владимира Уланова

Главная
Творческий путь
Мои книги
Рецензии и отзывы
Поэзия
Альманах
Фотогалерея
Обратная связь

  Яндекс.Метрика

  Рецензии и отзывы:

  О романах Владимира Уланова

Обращение к прошлому России, к драматическим событиям, бушевавшим в ней когда-то, причем обращение серьезное, вдумчивое, - не такая уж частая вещь, как может показаться. И столичным историкам это не совсем под силу, не говоря уже о живущих в провинции литераторах. Нужно быть рисковым и смелым человеком, чтобы взяться за переосмысление того, что было, происходило сотни лет назад. Причем рассказать об этом, не отходя от исторической правды, как можно достовернее поведать. И отразить события 17 века во всём их размахе и драматизме.
По-моему, это оказалось под силу литератору из города Вельска Владимиру Ивановичу Уланову в своих романах «Бунт» и «Искушение». Отчаянная смелость водит его пером. Страсти и стихии бушуют в данных произведениях. Но что движет безудержными предводителями народных бунтов - Степаном Разиным и Иваном Болотниковым? Какие они? Что представляет собою эпоха их явившая? И какая она - власть? Автор пытается ответить на эти вопросы. И оставляет возможность задуматься читателю, домыслить, дойти до сути смертельных потрясений прошлых веков. Вольно или невольно перебрасывается мостик в нашу немилосердную эпоху. Что-то похожее есть и в ней. Свои смутьяны, свои государи и самозванцы, свои герои и предатели... Это - не развлекательное чтиво, а попытка заглянуть в отечественную историю с пристрастием. По крайней мере, всё в этих книгах зримо, понятно, объемно. У Владимира Уланова удивительная способность создавать. Как бы видеоряд событий, образы. Кажется, исподволь слышишь голоса его героев, ощущаешь звуки; перед глазами, как в кино, проходят многие описываемые сцены... Наверное, это тоже одно из достоинств «Бунта» и «Искушения»... Не ошибусь: В.И. Уланов - продолжатель традиций, заложенных творившими на Архангельском Севере Сергеем Марковым, Константином Коничевым, Евгением Богдановым и ныне здравствующими Владимиром Личутиным и Михаилом Поповым. Ибо их всех объединяет одно - безграничная любовь к Родине, уважительное отношение к ее истории. Ну и здоровые творческие амбиции, без которых подобные труды немыслимы.
Пересказывать два объемных произведения, думается, занятие излишнее. Нужно читать эти книги. Необходимо вдумываться в каждое слово. Может быть, в чем-то и поспорить с автором. Но ни в коем разе не хулить. Ибо его работы имеют полное право на существование. И, конечно же, на свое законное место в литературе.
Поскольку такие люди способны сделать многое. В Уланове есть силы, есть желание написать еще больше, лучше.
Что, собственно, не нуждается в доказательствах. Вот они, его книги! Их уже читают. Они есть в библиотеках. К ним есть читательское внимание.

Владимир НОГОВИЦЫН,
член Союза писателей России

  Рецензия на исторический роман «Бунт» Владимира Уланова

Не случайно Владимир Иванович к своему роману о Стеньке Разине дал современный подзаголовок «Исторический боевик». Несмотря на солидный объем произведения в 600 страниц, на обилие забытых слов, требующих специальных сносок, «Бунт» читается легко и непринужденно. Думается, это от того, что писатель хорошо изучил исторический материал, основательно вжился в саму эпоху, потому даже авторская речь льется плавно, ненавязчиво, убедительно. Вот небольшой пример тому: «Долгорукий в эту ночь спал плохо, в опочивальне было душно. Боярин несколько раз за ночь вставал, метался по спальне. Открыл створчатое окно, вставленное цветными стеклами. Но на улице даже не чувствовался ветерок: было душно. Тяжело дыша, Юрий Алексеевич кликнул дворецкого. Вскоре тот появился, заспанный, с всклокоченной бородой, широко зевая, спросил: - Что изволите, батюшка? - Принеси-ка холодного меда.
Напившись, Долгорукий немного успокоился. Открыл еще одно окно и, сделав сквозняк, облегченно вздохнул. В широкую пуховую постель ложиться не хотелось, там было жарко. Князь постелил на широкую лавку узорчатое покрывало, прилег, закрыл глаза, пытаясь уснуть. Но сон не шел. Холодный мед приятно согревал и кружил голову. Тревожные мысли, обуревавшие князя все это время, отступили. Пришедшее вчера известие могло свести с ума хоть кого. В присланной с гонцом грамоте из Казани говорилось о взятии Разиным Царицына и Астрахани. Князь не знал, как обо всем доложить царю» С. 458.
Хорошая проза. Конкретный язык. Психологически выверенные детали дают ощущение достоверности происходящего. Дважды употребленное автором словосочетание «было душно» верно передает атмосферу происходящего. У автора есть чутье такта и меры. Трижды употребленное было бы уже перебором. Переход от описания состояния героя к происходящим в романе событиям естественен и ненавязчив. Кинематографичен. Роман населен множеством действующих лиц от исторических до мифических, от русских московитов до русских казаков, от татарских мурз до персидских ханов. И у каждого свой норов, свое лицо. Но главная интрига романа разворачивается между двумя героями: Степаном Разиным и крестным отцом его Корнилой Яковлевым. Они антогонисты по характеру, по убеждениям, но умны и настойчивы. Автор умело показывает взрывчатый характер сорокалетнего народного вождя, жаждущего дать утесненным волю, умеющего выйти из затруднительного положения, смелой речью зажечь, поднять людей даже на смерть, да не способного на длительную работу ума, подверженного изменившимся обстоятельствам, сладколюбца, разбойника и мечтателя, обуреваемого неуемными амбициями. Ему противостоит в романе атаман войска Донского Корнило Яковлев. Это иной характер, тоже народный: умеющий взвесить события в седеющей головушке, просчитать варианты будущего, вовремя отступить, вовремя настоять, отдать атаманство, но и все держать под своим контролем. Его неторопливости можно позавидовать. И, хотя автор постоянно осуждает атамана, но поведение его, желание стабильности для своих казаков, долгие уговоры Степана подчиниться Москве, вызывают уважение к нему. Но, когда выяснилось, что Разин одержим идеей рассчитаться не только с ворами: князьями, боярами, помещиками, но и покушается на трон, то сомнений в необходимости его ареста у Яковлева не стало. И он прилагает свой недюжинный ум к реализации захвата. Вот, собственно говоря, эпилог их противоборства, исторически оправданный:
«......набросили крепкую веревочную петлю на ноги атамана, туго ее стянули. Яростно отбивался Степан кулаками. Тогда навалились домовитые по четыре человека на каждуюруку, набросили еще один аркан на руки, скрутили атамана. Затих Разин, заскрипел зубами от бессилия и злобы. Лежал теперь распластанный по полу, недавняя гроза князей, воевод и бояр, хозяин Волги. А вокруг стояли, тяжело дыша, домовитые казаки: кто с расквашенным носом, кто с огромным синяком под глазом, кто в разорванном кафтане. Первым опомнился Михаил Самаринин и тяжелым сапогом пнул Разина в живот.
- Не трогать! - крикнул Корнило. - Он мне нужен целый и невредимый. Кто ослушается, того кругом судить будем! Сам государь велел живым доставить в Москву! А сейчас заковать его в кандалы!
Корнило подошел к Степану, постоял над ним, затем сказал: - Вот и успокоился, добрый молодец! Я же тебе еще вначале говорил, что все это кончится плохо для тебя!»
Конечно, симпатии автора явно на стороне Разина, но последствия, которые намечались уже этим радором, несогласием, противостоянием восставших центральной власти, показаны Владимиром Улановым объективно точно: нападение татарских отрядов на Дон, набеги калмыцких орд на русские селения, неповиновение поволжских земель, попытка вторжения, пока дипломатическая, крымского хана и польского короля на территорию России. Очерчено наступление очередной смуты верно. И хотя московский царь Алексей Михайлович Тишайший обрисован автором с легкой иронией, как и его двор, но государственник в писателе жив и это чувствуется постоянно. Я уверен в том, что автор порадует нас еще не одним талантливо написанным произведением.

Анатолий Парпара, секретарь СП России,
Лаурат Государственной премии России.
Член союза писателей СССР

  Искушение властью

Заметки после прочтения романа вельского прозаика В.И. Уланова "Искушение" "Палач вытащил щипцами из огня раскаленный железный прут и приложил сначала к одному, а потом к другому глазу атамана. Болотников взревел от страшной боли, заскрежетал зубами. В комнате приторно запахло паленым мясом. Дьяк встал и сказал:

- Пока еще народ в городке не проснулся, везите его к проруби и утопите". Когда я прочитал эти строки, мне живо вспомнился один из майских дней 1964 года, когда нас, студентов-первокурсников Каргопольского педагогического училища, после экскурсии по краеведческому музею, посвященной Болотникову, привели на берег реки Онеги.

- Вот против этого места, примерно в 50 метрах от нашего берега, была прорублена большая квадратная полынья, - сказала экскурсовод. - С привязанными к спине и груди камнями, с кровоточащими глазницами Болотников шел, направляемый стрельцами, и шагнул в холодные воды Онеги.

Нас тогда потрясли эти сведения, и мы решили воспитывать своих будущих учеников в духе честности и справедливости, готовить к борьбе за светлое будущее человечества - за коммунизм. Теперь это выглядит наивно, но не тогда.

"С тех пор, - читаю далее, - в Каргополе, в том месте, где утопили Болотникова, и по сегодняшний день тонут люди. В народе говорят, что атаман вновь набирает войско".

Сегодня, хотя после той экскурсии прошло почти 43 года, в моей памяти до сих пор звучит рассказ о тех страшных событиях, происшедших в древнем городке нашей Архангельской области. И воскресило этот рассказ прочтение романа нашего земляка
В.И. Уланова.

Роман "Искушение" охватывает значительный период русской истории начала XVII века: от конца царствования Бориса Годунова до избрания на престол Михаила Романова. Это было смутное время, время борьбы за царский престол самозванцев: Лжедмитриев, Василия Шуйского, Марины Мнишек и открытой интервенции Польши.
Доведенный всем этим до отчаяния простой народ бунтовал и в конце концов восстал против разорителей земли русской за свою лучшую долю, за хорошего царя. Возглавил это движение атаман казацкого войска Иван Исаевич Болотников.

В романе много исторических личностей и батальных сцен. Автор наряду с великими событиями описывает жизнь русского народа того времени, его быт и культуру, рассказывает о причинах, приведших к поражению восстания.

Роман "Искушение", как и вышедший в 2002 году и переизданный в 2006 году роман "Бунт" В.И. Уланова, вызывает большой интерес у читателей, интересующихся историей нашей Родины.

Недавно вельский прозаик получил несколько отзывов о своих произведениях. Вот, к примеру, что пишет из Архангельска член Союза писателей России Алексей Коткин: "Мне довелось познакомиться с романами вельского писателя Уланова Владимира Ивановича "Искушение" и "Бунт". Но это же не исторические боевики, как представляет их автор, человек бесспорно одаренный литературно. Это историческая проза, воспевающая героику и отвагу российских бунтарей, которых выдвинуло в вожаки передовое российское общество до двадцатого века и по-двигло их на борьбу с мракобесием; теперь такого далекого от нас исторического отрезка времени. Не будь Болотниковых, Разиных и других названных в романах героев, разве Россия сумела бы шагнуть по прогрессу своего неповторимого развития и стать той громадной силой в передовых рядах за человеческое счастье? Не смогла бы, о чем смело утверждает автор исторических художественных произведений! И в этом главная авторская за-слуга перед Отечеством и смело мыслящими людьми! После долгих размышлений я пришел к заключению: перед нами новое явление в российской, да если хотите, и в мировой литературной мысли. И такой человек заслуживает внимания и уважения, и его место в рядах российских литераторов, о чем я во весь свой маломощный голос заявляю".

Теплые слова о романах нашего земляка сказал другой член Союза писателей России Геннадий Аксенов, проживающий в городе Северодвинске. Он пишет: "Владимир Иванович Уланов, житель города Вельска нашей Архангельской области, в творчестве не новичок. Им созданы талантливые исторические полотна о смутном и бесправном времени правления царей с воеводами. Автор ярко показал в романах "Бунт" и "Искушение" жизнь простого народа, правление царя Василия Шуйского. Хорошо сказано в книгах об Иване Исаевиче Болотникове и Степане Тимофеевиче Разине - предводителях народных восстаний. Да, они были хорошими организаторами, но стремились улучшить жизнь людей путем разбоя и грабежа. А это известно, чем заканчивается:

От всей души поздравляю Владимира Уланова с удачей, интересными романами и рекомендую его в Союз писателей России".

В заключение заметок раскрою небо

льшой секрет: сейчас Владимир Иванович работает над новой книгой. Ориентировочно она будет называться "Княжеский крест". Это исторический роман об эпохе Александра Невского.

Владимир ЛИСИЦЫН, Вельск-инфо

Отзыв Алексея Коткина

Мне довелось познакомиться с романами Вельского писателя Уланова Владимира Ивановича «Искушение» и «Бунт». Но это же не исторические боевики, как представляет их автор, человек бесспорно одаренный литературно. Это историческая проза, воспевающая героику и отвагу российских бунтарей, которых выдвинуло в вожаки передовое российское общество до двадцатого века и подвигло их на борьбу с мракобесием; теперь от нас такого далекого исторического отрезка времени. Не будь Болотниковых, Разиных и других названных в романе героев, разве Россия сумела бы шагнуть по прогрессу своего неповторимого развития и стать той громадной силой в передовых рядах за человеческое счастье? Не смогла бы, о чем смело утверждает автор исторических художественных произведений! И в этом главная авторская заслуга перед Отечеством и смело мыслящими людьми! После долгих размышлений я пришел к заключению: перед нами новое явление в российской, да если хотите, и в мировой литературной мысли. И такой человек заслуживает внимания и уважения, и его место в рядах российских литераторов, о чем я во весь свой маломощный голос и заявляю.

Алексей Коткин
Член Союза писателей СССР

Отзыв Валентина Суховского

С интересом ознакомился с историческими романами Владимира Ивановича УЛАНОВА "БУНТ " и "ИСКУШЕНИЕ".
В бытность работы зав. отделом публицистики журнала "Наш современник", я редактировал большую статью Фатея Шипунова о трагедии русского крестьянства, которое несравненно больше пострадало после царей, чем при царях. До Петра I крепостных было мало в России. Во много раз увеличила крепостное право Екатерина II, раздав помещикам 800 тыс. государственных крестьян. Когда Александр II освобождал крестьян, закрепощено было 32 процента, остальные крестьяне были свободными. Во время недорода и голода 1891-92 гг. цесаревич Николай создал и возглавил Комитет по спасению крестьянства, изыскал полмиллиона рублей золотом, были отменены подати в 47 губерниях. А Ленин из Самары призывал "тех комитетчиков, которые спасают крестьян, рукой за горло и коленкой на грудь", т.е. и великого писателя Льва Толстого, и выдающегося поэта, великого князя Константина Романова и будущего святого, нашего земляка, платившего, кстати, подати за пинежан Иоанна Кронштадтского, а эти комитетчики собрали для спасения крестьян 15 миллионов рублей. При Ленине умерло от голода в 1918-22 годах 10 миллионов. При Сталине в 1932 -34 столько же, причем 150 тысяч кубанских казаков и 700 тысяч донских. По директиве Свердлова с 1819 года было уничтожено 3 миллиона казаков. Мог ли такое предположить герой Уланова Степан Разин? Иван Болотников крестьянской войной отворил дороги врагам, расшатал устои государства, был предшественником страшной смуты. Не должно быть двойных стандартов: правильные народные восстания при царе и неправильные при Ленине против грабительской продразверстки, когда пензенских и тамбовских крестьян травили газом, тысячами расстреливали. А восстание крестьян 14 волостей Вельского уезда в марте 1921 года, жестоко подавленное?!
Уланов талантливо показал народные типы вождей и рядовых участников событий. Писателю удалось передать то далекое время довольно достоверно. Советую при переиздании в послесловии высказать свое мнение, сравнивая века и власти, положение крестьянства и казачества. Рекомендую Владимира Ивановича УЛАНОВА в члены Союза писателей.

Валентин СУХОВСКИЙ, член Союза писателей России с мая 1991 года, лауреат литпремии и Золотой медали Фадеева, награжден Патриаршей Грамотой, профессор Международной Славянской академии. Писательский билет № 4785

Отзыв Таисьи Афонасьевой

С большим интересом прочитала исторические романы Владимира Уланова «Бунт» и «Искушение».
Глубоко и емко описывает автор события того времени. Владимир Иванович талантливо показал народные типы вождей и участников событий того времени. Писателю несомненно удалось показать то далекое время. В его произведениях большое количество исторических личностей, художественных персонажей. Использование в книгах историзмов, просторечных оборотов не усложняет восприятие романов, а, наоборот, придает особый колорит, делая его доступным для широкого круга читателей.
Проживая в городе Вельске, Владимир Уланов написал исторические романы «Бунт», «Искушение», «Княжеский крест» и сборник стихов «Очищение временем»
Роман «Бунт» стал номинантом в конкурсе «Российский сюжет -2004» в номинации «Серебряный квадрат», а также в 2007 году роман «Бунт» представлен на премию имени В. Шукшина и был признан экспертами лучшим романом.
Владимир Иванович лауреат премии «Золотое Перо Руси», лауреат Конкурса «Мой Родной край» и обладатель премии «Золотое Перо Поважья» Член Международной Федерации русскоязычных писателей
Я думаю, что Владимир Уланов еще напишет немало талантливых произведений

Таисия Афонасьева
Член Союза писателей России

Отзыв Анатолия Парпара

Несмотря на солидный объем произведения в 600 страниц, на обилие забытых слов, требующих специальных сносок, «Бунт» читается легко и непринужденно. Думается, это оттого, что писатель хорошо изучил исторический материал, основательно вжился в саму эпоху, потому даже авторская речь льется плавно, ненавязчиво, убедительно. Вот небольшой пример тому:
«Долгорукий в эту ночь спал плохо, в опочивальне было душно. Боярин несколько раз за ночь вставал, метался по спальне. Открыл створчатое окно, вставленное цветными стеклами. Но на улице даже не чувствовался ветерок: было душно. Тяжело дыша, Юрий Алексеевич кликнул дворецкого. Вскоре тот появился, заспанный, с всклокоченной бородой, широко зевая, спросил:
- Что изволите, батюшка?
- Принеси-ка холодного меда.
Напившись, Долгорукий немного успокоился. Открыл еще одно окно и, сделав сквозняк, облегченно вздохнул. В широкую пуховую постель ложиться не хотелось, там было жарко. Князь постелил на широкую лавку узорчатое покрывало, прилег, закрыл глаза, пытаясь уснуть. Но сон не шел. Холодный мед приятно согревал и кружил голову. Тревожные мысли, обуревавшие князя все это время, отступили. Пришедшее вчера известие могло свести с ума хоть кого. В присланной с гонцом грамоте из Казани говорилось о взятии Разиным Царицына и Астрахани. Князь не знал, как обо всем доложить царю» С. 458. Хорошая проза. Конкретный язык. Психологически выверенные детали дают ощущение достоверности происходящего. Дважды употребленное автором словосочетание «было душно» верно передает атмосферу происходящего. У автора есть чутье такта и меры. Трижды употребленное было бы уже перебором. Переход от описания состояния героя к происходящим в романе событиям естественен и ненавязчив. Кинематографичен.
Роман населен множеством действующих лиц от исторических до мифических, от русских московитов до русских казаков, от татарских мурз до персидских ханов. И у каждого свой норов, свое лицо. Но главная интрига романа разворачивается между двумя героями: Степаном Разиным, и крестным отцом его Корнилой Яковлевым. Они антагонисты по характеру, по убеждениям, но умны и настойчивы. Автор умело показывает взрывчатый характер сорокалетнего народного вождя, жаждущего дать утесненным волю, умеющего выйти из затруднительного положения, смелой речью зажечь, поднять людей даже на смерть, да не способного на длительную работу ума, подверженного изменившимся обстоятельствам, сладколюбца, разбойника и мечтателя, обуреваемого неуемными амбициями. Ему противостоит в романе атаман войска Донского Корнило Яковлев. Это иной характер, тоже народный: умеющий взвесить события в седеющей головушке, просчитать варианты будущего, вовремя отступить, вовремя настоять, отдать атаманство, но все держать под своим контролем. Его неторопливости можно позавидовать. И, хотя автор постоянно осуждает атамана, но поведение его, желание стабильности для своих казаков, долгие уговоры Степана подчиниться Москве, вызывают уважение к нему. Но, когда выяснилось, что Разин одержим идеей рассчитаться не только с ворами: князьями, боярами, помещиками, но и покушается на трон, то сомнений в необходимости его ареста у Яковлева не стало. И он прилагает свой недюжинный ум к реализации захвата. Вот, собственно говоря, эпилог их противоборства, исторически оправданный:
«...набросили крепкую веревочную петлю на ноги атамана, туго ее стянули. Яростно отбивался Степан кулаками. Тогда навалились домовитые по четыре человека на каждую руку, набросили еще один аркан на руки, скрутили атамана. Затих Разин, заскрипел зубами от бессилия и злобы. Лежал теперь распластанный по полу, недавняя гроза князей, воевод и бояр, хозяин Волги. А вокруг стояли, тяжело дыша, домовитые казаки: кто с расквашенным носом, кто с огромным синяком под глазом, кто в разорванном кафтане. Первым опомнился Михаил Самаринин и тяжелым сапогом пнул Разина в живот.
- Не трогать! — крикнул Корнило. — Он мне нужен целый и невредимый. Кто
ослушается, того кругом судить будем! Сам государь велел живым доставить в
Москву! А сейчас заковать его в кандалы!
Корнило подошел к Степану, постоял над ним, затем сказал:
- Вот и успокоился, добрый молодец! Я же тебе еще вначале говорил, что все
это кончится плохо для тебя!»
Конечно, симпатии автора явно на стороне Разина, но последствия, которые намечались уже этим разором, несогласием, противостоянием восставших центральной власти, показаны Владимиром Улановым объективно точно: нападение татарских отрядов на Дон, набеги калмыцких орд на русские селения, неповиновение поволжских земель, попытка вторжения, пока дипломатическая, крымского хана и польского короля на территорию России. Очерчено наступление очередной смуты верно. И хотя московский царь Алексей Михайлович Тишайший обрисован автором с легкой иронией, как и его двор, но государственник в писателе жив и это чувствуется постоянно. Я уверен в том, что автор порадует нас еще не одним талантливо написанным произведением. Я — за прием В.И. Уланова в СП РФ.


Анатолий Парпара, секретарь СП России, лауреат Государственной премии России. Член Союза писателей СССР

Отзыв Владимира Ноговицына

Обращение к прошлому России, к драматическим событиям, бушевавшим в ней когда-то, причем обращение серьезное, вдумчивое, - не такая уж частая вещь, как может показаться. И столичным историкам это не совсем под силу, не говоря уже о живущих в провинции литераторах. Нужно быть рисковым и смелым человеком, чтобы взяться за переосмысление того, что было, происходило сотни лет назад. Причем рассказать об этом, не отходя от исторической правды, как можно достовернее поведать. И отразить события 17 века во всём их размахе и драматизме.
По-моему, это оказалось под силу литератору из города Вельска Владимиру Ивановичу Уланову в своих романах «Бунт» и «Искушение». Отчаянная смелость водит его пером. Страсти и стихии бушуют в данных произведениях. Но что движет безудержными предводителями народных бунтов - Степаном Разиным и Иваном Болотниковым? Какие они? Что представляет собою эпоха, их явившая? И какая она, власть? Автор пытается ответить на эти вопросы. И оставляет возможность задуматься читателю, домыслить, дойти до сути смертельных потрясений прошлых веков. Вольно или невольно перебрасывается мостик в нашу немилосердную эпоху. Что-то похожее есть и в ней. Свои смутьяны, свои государи и самозванцы, свои герои и предатели... Это - не развлекательное чтиво, а попытка заглянуть в отечественную историю с пристрастием. По крайней мере, всё в этих книгах зримо, понятно, объемно. У Владимира Уланова удивительная способность создавать как бы видеоряд событий, образы. Кажется, исподволь слышишь голоса его героев, ощущаешь звуки; перед глазами, как в кино, проходят многие описываемые сцены... Наверное, это тоже одно из достоинств «Бунта» и «Искушения»... Не ошибусь: В.И. Уланов - продолжатель традиций, заложенных творившими на Архангельском Севере Сергеем Марковым, Константином Коничевым, Евгением Богдановым и ныне здравствующими Владимиром Личутиным и Михаилом Поповым. Ибо их всех объединяет одно - безграничная любовь к Родине, уважительное отношение к ее истории. Ну и здоровые творческие амбиции, без которых подобные труды немыслимы.
Пересказывать два объемных произведения, думается, занятие излишнее. Нужно читать эти книги. Необходимо вдумываться в каждое слово. Может быть, в чем-то и поспорить с автором. Но ни в коем разе не хулить. Ибо его работы имеют полное право на существование. И, конечно же, на свое законное место в литературе.
Я считаю, что у Уланова есть силы, есть желание написать еще больше, лучше.
Что, собственно, не нуждается в доказательствах. Вот они, его книги! Их уже читают. Они есть в библиотеках. К ним есть читательское внимание.
Я уверен, что он еще напишет новые замечательные книги и настроен на этот подвиг. Он еще прославит наш Север, нашу российскую словесность.

Владимир НОГОВИЦЫН,
член Союза писателей России

О творчестве Владимира Уланова

Исторический роман, помимо того что он должен быть исторически точен и увлекательно написан, прежде всего должен быть учителем героики, правды и добродетели – именно это мы и находим в романах Владимира Уланова. Его произведения «Бунт», «Искушение» и «Княжеский крест» заставляют задуматься о судьбе и истории нашей Родины и беззаветных её защитниках. Вот что пишет о романе «Бунт» Анатолий Парпара, член Союза писателей России, лауреат государственной премии:

– Несмотря на солидный объем произведения в 600 страниц, на обилие забытых слов, требующих специальных сносок, «Бунт» читается легко и непринужденно. Думается, это оттого, что писатель хорошо изучил исторический материал, основательно вжился в саму эпоху, потому даже авторская речь льется плавно, ненавязчиво, убедительно. Вот небольшой пример тому:

«Долгорукий в эту ночь спал плохо, в опочивальне было душно. Боярин несколько раз за ночь вставал, метался по спальне. Открыл створчатое окно, вставленное цветными стеклами. Но на улице даже не чувствовалось ветерка: было душно. Тяжело дыша, Юрий Алексеевич кликнул дворецкого. Вскоре тот появился, заспанный, с всклокоченной бородой, широко зевая, спросил:

– Что изволите, батюшка?

– Принеси-ка холодного меда.

Напившись, Долгорукий немного успокоился. Открыл еще одно окно и, сделав сквозняк, облегченно вздохнул. В широкую пуховую постель ложиться не хотелось, там было жарко. Князь постелил на широкую лавку узорчатое покрывало, прилег, закрыл глаза, пытаясь уснуть. Но сон не шел. Холодный мед приятно согревал и кружил голову. Тревожные мысли, обуревавшие князя все это время, отступили. Пришедшее вчера известие могло свести с ума хоть кого. В присланной с гонцом грамоте из Казани говорилось о взятии Разиным Царицына и Астрахани. Князь не знал, как обо всем доложить царю».

Хорошая проза. Конкретный язык. Психологически выверенные детали дают ощущение достоверности происходящего. Дважды употребленное автором словосочетание «было душно» верно передает атмосферу происходящего. У автора есть чутье такта и меры. Трижды употребленное было бы уже перебором. Переход от описания состояния героя к происходящим в романе событиям естественен и ненавязчив. Кинематографичен. Роман населен множеством действующих лиц, от исторических до мифических, от русских московитов до русских казаков, от татарских мурз до персидских ханов. И у каждого свой норов, свое лицо. Но главная интрига романа разворачивается между двумя героями: Степаном Разиным и крестным отцом его Корнилой Яковлевым. Они антагонисты по характеру, по убеждениям, но умны и настойчивы. Автор умело показывает взрывчатый характер сорокалетнего народного вождя, жаждущего дать утесненным волю, умеющего выйти из затруднительного положения, смелой речью зажечь, поднять людей даже на смерть, да не способного на длительную работу ума, подверженного изменившимся обстоятельствам, сладколюбца, разбойника и мечтателя, обуреваемого неуемными амбициями.

 Ему противостоит в романе атаман войска Донского Корнило Яковлев. Это иной характер, тоже народный: умеющий взвесить события в седеющей головушке, просчитать варианты будущего, вовремя отступить, вовремя настоять, отдать атаманство, но все держать под своим контролем. Его неторопливости можно позавидовать. Хотя автор постоянно осуждает атамана, но поведение его, желание стабильности для своих казаков, долгие уговоры Степана подчиниться Москве, вызывают уважение к нему. Но, когда выяснилось, что Разин одержим идеей рассчитаться не только с ворами: князьями, боярами, помещиками, но и покушается на трон, то сомнений в необходимости его ареста у Яковлева не стало. И он прилагает свой недюжинный ум к реализации захвата. Вот, собственно говоря, эпилог их противоборства, исторически оправданный: «...набросили крепкую веревочную петлю на ноги атамана, туго ее стянули. Яростно отбивался Степан кулаками. Тогда навалились домовитые по четыре человека на каждую руку, набросили еще один аркан на руки, скрутили атамана. Затих Разин, заскрипел зубами от бессилия и злобы. Лежал теперь распластанный по полу, недавняя гроза князей, воевод и бояр, хозяин Волги. А вокруг стояли, тяжело дыша, домовитые казаки: кто с расквашенным носом, кто с огромным синяком под глазом, кто в разорванном кафтане. Первым опомнился Михаил Самаринин и тяжелым сапогом пнул Разина в живот.

– Не трогать! – крикнул Корнило. – Он мне нужен целый и невредимый. Кто ослушается, того кругом судить будем! Сам государь велел живым доставить в Москву! А сейчас заковать его в кандалы!

Корнило подошел к Степану, постоял над ним, затем сказал:

– Вот и успокоился, добрый молодец! Я же тебе еще вначале говорил, что все это кончится плохо для тебя!»

Конечно, симпатии автора явно на стороне Разина, но последствия, которые намечались уже этим разором, несогласием, противостоянием восставших центральной власти, показаны Владимиром Улановым объективно точно: нападение татарских отрядов на Дон, набеги калмыцких орд на русские селения, неповиновение поволжских земель, попытка вторжения, пока дипломатическая, крымского хана и польского короля на территорию России. Очерчено наступление очередной смуты верно. И хотя московский царь Алексей Михайлович Тишайший обрисован автором с легкой иронией, как и его двор, но государственник в писателе жив, и это чувствуется постоянно. Я уверен в том, что автор порадует нас еще не одним талантливо написанным произведением.

В материалах свободной энциклопедии – Википедии – о писателе Владимире Ивановиче Уланове написано следующее: родился 1 ноября 1946 года в Алтайском крае, Смоленского района, село Разведка, недалеко от города Белокуриха. Журналист, писатель, общественный деятель, член Союза писателей России и МФРП. Председатель правления Архангельского регионального Союза писателей «Поважье».

В 1976 году в городе Новокузнецке  Владимир Иванович начал печатать свои статьи в местных газетах и центральных журналах.

С 1983 года в городе Душанбе Уланов сотрудничает со многими газетами республики Таджикистан: «Коммунист Таджикистана», «Учитель», «Вечерний Душанбе», «Комсомолец Таджикистана». Печатает свои произведения в центральных журналах «Советская школа», «Пионер», «Вожатый», «Школа и производство», «Общественное питание», «Работница». Начинает работу над историческим романом – дилогией «Бунт». В 1986 году у Владимира Уланова выходит в свет книга «Наглядная агитация и информация по профессиональной ориентации школьников на рабочие профессии» в издательстве «Маориф» (Душанбе) – 20000 экземпляров. Эта книга Уланова была представлена в 1987 году на премию Н. К. Крупской.

Переехав в Вельск, В. Уланов активно сотрудничает с местными районными газетами «Вельск-инфо», «Вельские вести», «Вельская неделя», пишет статьи, стихи и юмористические рассказы. В 2002 году Владимир Иванович издает две книги романа «Бунт» – общим тиражом 6000 экз. В 2006 году Уланов заканчивает работу над историческим романом «Искушение», сборником стихов «Очищение временем» и издает эти произведения в издательстве «Вель» и «Поважье». Исторический роман «Княжеский крест» с 2008 года готовится к печати в издательстве «Поважье» тиражом в 3000 экземпляров.

В конкурсе «Российский сюжет-2004», организованном телекомпанией НТВ и издательством «Пальмира», исторический роман «Бунт» признан одним из лучших произведений в номинации «Серебряный квадрат» историко-героического сюжета.

15 ноября 2007 года Уланов организовал Архангельский "Региональный Союз писателей «Поважье» в городе Вельске и стал председателем правления этого Союза. В это же время начинает издавать альманах «Поважье», став его редактором. В этом же году роман «Бунт» был представлен на Шукшинскую премию и был отмечен конкурсной комиссией, в которую входили Геннадий Иванов – первый секретарь СП России, лауреат премии Ф.Тютчева «Русский путь» и писатель Владимир Купин – сопредседатель СП России, как одно из лучших произведений, представленных на конкурс.

В 2008 году Владимир Иванович Уланов был принят в члены Союза писателей России в городе Москве по рекомендациям и отзывам на его произведения Владимира Личутина — Лауреата премии «Ясная Поляна», Анатолия Парпара — секретаря СП России, Лауреата Государственной премии, Валентина Суховского – лауреата литературной премии и Золотой медали Фадеева. Уланов ведет активную общественную деятельность, организовывает различные литературные конкурсы прозы и поэзии.

Еще хочется сказать о моих впечатлениях после прочтения романа  В.И. Уланова "Искушение". "Палач вытащил щипцами из огня раскаленный железный прут и приложил сначала к одному, а потом к другому глазу атамана. Болотников взревел от страшной боли, заскрежетал зубами. В комнате приторно запахло паленым мясом. Дьяк встал и сказал:

– Пока еще народ в городке не проснулся, везите его к проруби и утопите". Когда я прочитал эти строки, мне живо вспомнился один из майских дней 1964 года, когда нас, студентов-первокурсников Каргопольского педагогического училища, после экскурсии по краеведческому музею, посвященной Болотникову, привели на берег реки Онеги.

– Вот против этого места, примерно в 50 метрах от нашего берега, была прорублена большая квадратная полынья, – сказала экскурсовод. – С привязанными к спине и груди камнями, с кровоточащими глазницами Болотников шел, направляемый стрельцами, и шагнул в холодные воды Онеги.

Нас тогда потрясли эти сведения, и мы решили воспитывать своих будущих учеников в духе честности и справедливости, готовить к борьбе за светлое будущее человечества – за коммунизм. Теперь это выглядит наивно, но не тогда.

«С тех пор, – читаю далее, – в Каргополе, в том месте, где утопили Болотникова, и по сегодняшний день тонут люди. В народе говорят, что атаман вновь набирает войско».

Сегодня, хотя после той экскурсии прошло почти 43 года, в моей памяти до сих пор звучит рассказ о тех страшных событиях, происшедших в древнем городке нашей Архангельской области. И воскресило этот рассказ прочтение романа нашего земляка Владимира Уланова.

Роман "Искушение" охватывает значительный период русской истории начала XVII века: от конца царствования Бориса Годунова до избрания на престол Михаила Романова. Это было смутное время, время борьбы за царский престол самозванцев: Лжедмитриев, Василия Шуйского, Марины Мнишек и открытой интервенции Польши.

Доведенный до отчаяния простой народ бунтовал и в конце концов восстал против разорителей земли русской за свою лучшую долю, за хорошего царя. Возглавил это движение атаман казацкого войска Иван Исаевич Болотников.

В романе много исторических личностей и батальных сцен. Автор наряду с великими событиями описывает жизнь русского народа того времени, его быт и культуру, рассказывает о причинах, приведших к поражению восстания.

Роман "Искушение", как и вышедший в 2002 году и переизданный в 2006 году роман "Бунт" В.И. Уланова, вызывает большой интерес у читателей, интересующихся историей нашей Родины.

Недавно вельский прозаик получил несколько отзывов о своих произведениях. Вот, к примеру, что пишет из Архангельска член Союза писателей России Алексей Коткин: "Мне довелось познакомиться с романами вельского писателя Уланова Владимира Ивановича "Искушение" и "Бунт". Но это же не исторические боевики, как представляет их автор, человек бесспорно одаренный литературно. Это историческая проза, воспевающая героику и отвагу российских бунтарей, которых выдвинуло в вожаки передовое российское общество до двадцатого века и подвигло их на борьбу с мракобесием; теперь такого далекого от нас исторического отрезка времени. Не будь Болотниковых, Разиных и других названных в романах героев, разве Россия сумела бы шагнуть по прогрессу своего неповторимого развития и стать той громадной силой в передовых рядах за человеческое счастье? Не смогла бы, о чем смело утверждает автор исторических художественных произведений! И в этом главная авторская заслуга перед Отечеством и смело мыслящими людьми! После долгих размышлений я пришел к заключению: перед нами новое явление в российской, да если хотите, и в мировой литературной мысли. И такой человек заслуживает внимания и уважения, и его место в рядах российских литераторов, о чем я во весь свой маломощный голос заявляю».

Теплые слова о романах нашего земляка сказал другой член Союза писателей России Геннадий Аксенов, проживающий в городе Северодвинске. Он пишет: "Владимир Иванович Уланов, житель города Вельска нашей Архангельской области, в творчестве не новичок. Им созданы талантливые исторические полотна о смутном и бесправном времени правления царей с воеводами. Автор ярко показал в романах "Бунт" и "Искушение" жизнь простого народа, правление царя Василия Шуйского. Хорошо сказано в книгах об Иване Исаевиче Болотникове и Степане Тимофеевиче Разине – предводителях народных восстаний. Да, они были хорошими организаторами, но стремились улучшить жизнь людей путем разбоя и грабежа. А это известно, чем заканчивается.

Один из самых лучших романов Владимира Уланова «Княжеский крест» 3 октября 2010 года был удостоен национальной международной литературной премии «Золотое перо Руси» и награжден дипломом.  Художественное произведение о важных событиях 13 века, когда раздробленная Русь была почти полностью разграблена и сожжена татаро-монгольскими полчищами.

Тысячи русских людей были уничтожены или угнаны в плен к татарам на непосильные работы. Но, несмотря на это, русские воины находили в себе силы защитить себя, свою семью и Родину.

В то же время с запада немцы, шведы и литовцы пытались захватить территорию Новгородского княжества – единственный оплот Руси, который еще сохранил свою независимость. Ярослав Всеволодович, Владимирский князь, отец Александра Невского, понял, что сопротивление огромной силе татар бесполезно, и он ищет мира с ханом Батыем, но становится жертвой имперских интриг татаро-монгольских ханов. Дело своего отца продолжает Александр Невский, который спасает Русь от полного разорения и закладывает основу создания Российского государства. Ему приходится самому пройти через многие испытания, которые подрывают его здоровье. Так же, как его отец, Александр становится жертвой интриг католической церкви, которая стремилась насадить чуждую русскому народу веру.

Роман «Бунт» стал номинантом в конкурсе «Российский сюжет-2004» в номинации «Серебряный квадрат», а также был представлен на премию им. В. Шукшина и признан экспертами лучшим романом.    

Владимир Уланов – лауреат премии «Золотое перо Руси- 2010», лауреат конкурса «Мой родной край» и обладатель премии «Золотое перо Поважья», член Международной Федерации русскоязычных писателей, член Союза писателей России. Продолжает и дальше заниматься литературным творчеством об исторических событиях нашей России.

Владимир ЛИСИЦЫН

 член Союза журналистов России

Главная | Творческий путь | Мои книги | Рецензии и отзывы | Поэзия | Альманах | Фотогалерея | Обратная связь